Кови Стивен
Семь навыков высокоэффективных людей
В работе «7 навыков высокоэффективных людей» С. Кови предлагает целостный подход к жизни и труду, который затронул струну в душе растерянных менеджеров, вынужденных работать в эпоху нестабильности. Красной нитью сквозь его работы проходят следующие темы: трансформационные принципы, которые управляют человеческой и организационной
эффективностью и берут начало в естественных законах; необходимость изменить каждый аспект жизни в соответствии с данными принципами; эффективное лидерство; делегирование.
Карьера Кови Стивена
1932 — Год рождения
1985 — Основал «Центр лидерства Кови»
1989 — Выход книги «7 навыков высокоэффективных людей»
1997 — Слияние «Центра лидерства Кови» и компании Franklin Covey
Стивен Кови — основатель и руководитель одноименного Центра лидерства, слившегося с компанией Franklin Covey, и Института лидерства, который основан на принципах (Institute for Principle — Centered Leadership) в Юте.
Кови родился в 1932 году, получил степень MBA в Гарвардской бизнес — школе и степень доктора в университете Бригама Янга, где впоследствии стал преподавателем организационного поведения и управления бизнесом.
Благодаря сочинениям (в основном, конечно, книге «7 навыков высокоэффективных людей», которая в США разошлась тиражом свыше 5 миллионов экземпляров) и консалтинговым услугам (в качестве консультанта его приглашал в Белый дом Билл Клинтон) с его теорией познакомились миллионы бизнесменов, политиков и преподавателей.
Основные идеи Кови Стивена
«7 навыков высокоэффективных людей»
В книге «7 навыков высокоэффективных людей» автор обращается к читателям не только как к менеджерам, но и как к членам семьи, социальным, духовным, спортивным и мыслящим личностям.
Она содержит «предписания, меняющие жизнь», которые призывают переосмыслить основополагающие взгляды и установки (парадигмы) и построены на концепции взаимозависимости.
Кови отслеживает схему персонального развития:
• от зависимости в детстве (многие люди никогда не вырастают из культуры зависимости) через…
• независимость в подростковом возрасте — самонадеянность, развитие личности и позитивный настрой к…
• взаимозависимости — признанию, что оптимальный результат приходит, когда человек отдаёт лучшее в себе, преследуя общие цели, разделяя общую миссию и видение и используя своё мастерство для достижения общей цели.
Навык первый. Будьте проактивны
Кови делит людей на проактивных, которые направляют усилия на факты и события, способные что — то изменить, и реактивных — они обвиняют, порицают, ведут себя как жертвы, указывают на слабости других людей и жалуются на внешние факторы, на которые не могут повлиять (например, на погоду).
Проактивные люди несут ответственность за свою жизнь. В слове «ответственность» Кови выделяет часть «ответ».
Проактивные люди осознают, что способны достигать целей. Люди, которые позволяют чувствам контролировать свои поступки, отказываются от ответственности и попадают под власть чувств.
Когда проактивные люди совершают ошибку, они не только признают её, но и по возможности исправляют и, что самое важное, учатся на ней.
Навык второй. Начинайте, представляя конечную цель
Лидерство напрямую связано с эффективностью — пониманием того, чего нужно достичь. Оно предусматривает направление (во всех смыслах этого слова), цели и восприимчивость (способность к быстрому изменению).
В то же время управление определяет, как лучше достичь цели, зависит от контроля, руководства и правил.
Чтобы определить конечный результат и сформулировать метод или стратегию достижения этого результата, необходимы базовые принципы для всех аспектов жизни. Большинство людей принимают что — то за основу своей жизни (опорный пункт): супругу, семью, деньги, церковь, удовольствия, друзей (или, наоборот, врагов), спорт и т. д. Конечно, все эти аспекты в определенной мере влияют на жизнь каждого человека.
Но лишь четко определив свои принципы в форме личной миссии, человек действительно получает надёжную опору.
Навык третий. Уделяйте главное внимание главным вещам
Первая важная работа Кови «Главное внимание главным вещам» обозначила его взгляды на тайм — менеджмент. По его мнению, необходимо управлять не временем, а собой, выбирая в качестве ориентиров результаты, а не методы.
Все события человеческой жизни он разделил на четыре квадранта.
• Квадрант первый. Срочные и важные, например: критические, ситуации, неотложные проблемы, неожиданные возможности.
• Квадрант второй. Несрочные, но важные, например: планирование, восстановление сил, построение отношений, работа, учёба.
• Квадрант третий. Срочные, но неважные, например: телефонные звонки, встречи.
• Квадрант четвертый. Несрочные и неважные, например: мелочи, пустая трата времени, болтовня.
По сути, вся деятельность эффективного человека должна быть направлена на второй квадрант, в отличие от совершенно непредсказуемых событий первого квадранта. Эффективное планирование и работа во втором квадранте должна минимизировать количество кризисных ситуаций. Следствие ориентации на третий квадрант — формирование видения, перспективы, баланс, дисциплина и контроль.
А вот какие последствия бывают при ориентации на другие квадранты.
Квадрант первый — стресс, выгорание, неспособность управлять временем (то есть потеря контроля над собственной жизнью).
Квадрант третий — краткосрочные цели, потеря контроля, репутация хамелеона, отношение к себе как к жертве обстоятельств.
Квадрант четвёртый — безответственность, зависимость, профнепригодность.
Таким образом, навык третий в первую очередь связан с эффективным управлением собой, определением приоритетов согласно принципам из второго навыка. Данный подход не ограничивается ежедневником или органайзером, охватывая все жизненные роли: менеджера, наставника, администратора, стратега, а также родителя, супруга, члена группы и индивидуальности со своими потребностями и желаниями.
Первый — третий навыки Кови называл личной победой, поскольку они связаны с развитием личностной установки, которая создаёт основу для независимости.
Навыки с четвёртого по шестой получили название общественной победы, поскольку являются базовыми парадигмами взаимозависимости.
Навык четвёртый. Думайте в духе «выиграл/выиграл»
Взаимозависимость проявляется, когда на работе или дома наблюдается кооперация, но не соревнование. Кови считает, что соперничество принадлежит рынку.
Он указывает, что с детства многие люди усваивают установку выиграл/проиграл благодаря школьным экзаменам, родительскому одобрению «успеха», постоянным сравнениям и системе оценок. Это результат менталитета недостаточности, веры, что торта на всех не хватит: он проявляется у тех, кому сложно выразить признание или доверие, поделиться властью или деньгами. Он мешает им радоваться успехам других и даже порождает гадкое удовлетворение, если кто — то терпит неудачу.
В качестве противоположного Кови называет менталитет достаточности, который…
• признаёт неограниченные возможности позитивного роста и развития;
• отмечает успехи, понимая, что человек добился успеха не за счёт других людей;
• понимает и находит решения в духе «выиграл/выиграл».
Кови утверждает: если быть честным по отношению к своим идеалам, иногда стоит отойти, когда противоположная сторона понимает лишь одну схему — выиграл/проиграл.
Кови называет эту ситуацию «выиграл/выиграл или не связываться».
Навык пятый. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым
«Я не могу понять своего сына, он меня не слушает». Кови подчеркивает абсурдность этого утверждения и настаивает на том, что слушать надо для того, чтобы понять. Мать должна выслушать сына, если хочет понять его.
Но большинство людей в первую очередь хотят представить свою точку зрения либо они настолько заняты поиском возможности вклиниться в разговор, что им не удаётся услышать и понять другую сторону.
Кови выделяет различные уровни слушания:
• слышать, но игнорировать;
• делать вид, что слушаете («да», «угу», «я понимаю»);
• избирательное слушание (слышать только то, что вы хотите услышать);
• внимательное, но безоценочное слушание (например, запись лекций);
• эмпатическое слушание (намерение понять другую сторону).
Истинное эмпатическое слушание напрямую связано с личной безопасностью, поскольку в данном случае человек уязвим для влияний и изменения точки зрения. «Чем глубже вы начинаете понимать других, тем больше начинаете их ценить, тем уважительнее к ним относиться».
Когда вы чувствуете, что человек искренне желает понять вашу точку зрения, вы осознаёте и разделяете его открытость и желание вести переговоры и совместно придёте к ситуации выиграл/выиграл.
Навык шестой. Достигайте синергии
Смысл синергии в том, что два человека, каждый со своей программой, ценят отличия друг друга. Всё в природе подчиняется закону синергии, все животные и растения зависят друг от друга.
Мы становимся эффективными, если синергия наблюдается на индивидуальном уровне — когда оба полушария головного мозга в тандеме работают над проблемой: интуиция, творчество и воображение правого полушария объединяются с аналитическими, логическими и вербальными способностями левого для достижения оптимального результата.
Навык седьмой. Затачивайте пилу
Седьмой и заключительный навык связан с самообновлением. Равно как автомобиль или любой другой сложный прибор нуждаются в регулярном уходе и ремонте, так же в них нуждаются тело и душа человека.
Кови использует следующую метафору.
Уставший дровосек несколько часов распиливает дерево. На вопрос, почему же он не заточит пилу, тот отвечает: «У меня нет времени точить пилу. Мне пилить надо».
Предостережение вполне очевидное.
Человек может быть настолько поглощен решением определённой задачи, что забывает о базовых аспектах жизни:
• физическое измерение — подразумевает физические упражнения, сбалансированное питание и управление стрессом;
• социально-эмоциональное измерение — связано с окружающим миром посредством служения, сопереживания, синергии, а также является источником внутренней безопасности;
• духовное измерение — посредством медитации, рефлексии, молитвы и учёбы помогает прояснить и очистить от шелухи наши ценности и приоритеты и оценить, не сбились ли мы с пути;
• интеллектуальное измерение — построено на формальном образовании посредством чтения, воображения, планирования, сочинений и гармоничной программы дальнейшего личностного развития.
Современный взгляд на идеи Кови Стивена
Наблюдатели в равной мере критикуют и превозносят Кови за смешение идеи саморазвития, которая восходит к Самуэлю Смайлсу, с позитивной мотивацией приобретать друзей и влиять на людей (Дейл Карнеги), современными теориями менеджмента и религиозным жаром.
В эпоху перемен и хаоса, когда неудачи, сокращения и безработица подавляют личность и приводят к стрессу, теория Кови предлагает человеку соломинку, за которую можно ухватиться.
Тиражи книги «Главное внимание главным вещам», написанной в соавторстве с Роджером и Ребеккой Меррилл, в 2 раза превысили тиражи «7 навыков» за тот же период.
Несомненно, Кови является философом нашего времени, подчеркивающим значение новых промышленных и человеческих отношений в постконфронтационную эпоху и потенциал скрытых ресурсов в каждом человеке.