Макиавелли Никколо

Святой покровитель власти

В течение пяти веков после своей смерти Никколо Макиавелли был далеко не самой популярной исторической фигурой. Во все времена находились те, кто высоко ценил его гений, однако в умах большинства людей его имя ассоциировалось с интригами и прочими тёмными делами.

К счастью, в последние 100 лет или около того отношение к работам и деятельности этого человека стало более обоснованным и справедливым, и сегодня многие понимают и признают огромную ценность философии Макиавелли и её тесную связь с современностью.

Жизненный путь Никколо Макиавелли

1469 — Год рождения Никколо Макиавелли
1489 — Занимает пост государственного секретаря Совета десяти Флорентийской республики
1512 — После восстановления тирании Медичи отстраняется от службы и ссылается в своё поместье под Флоренцией
1513 — Публикует произведение «Государь» (в ином переводе — «Князь»)
1527 — Год смерти

Никколо Макиавелли родился в 1469 году в семье флорентийского адвоката. Впервые мир услышал о нём в 1498 году, когда Никколо в возрасте 29 лет был назначен на пост государственного секретаря Совета десяти Флорентийской республики, города — государства в Италии, возникшего как независимая коммуна города Флоренции.

Это назначение он получил после казни Савонаролы, монаха — политика, возглавившего восстание, в результате которого была временно свергнута династия Медичи и установлена демократическая республика. Какое — то время Савонарола играл в жизни Флоренции очень важную роль, но затем впал в немилость папства и при огромном стечении народа был повешен за ересь, а тело его сожгли.

Макиавелли занимал пост секретаря в течение 14 лет; его политическое влияние в этот период было чрезвычайно сильным. Он участвовал в 30 зарубежных делегациях и встречался с наиболее известными европейскими политиками и правителями того времени. Это была поистине уникальная возможность как можно больше узнать о государстве, политике и экономике.

К сожалению, продолжалось всё это недолго. В 1512 году Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был тут же лишён своего поста. Затем его несправедливо обвинили в заговоре против Медичи, арестовали, посадили в тюрьму и подвергли пыткам.

Хотя после этого он был признан невиновным, его отправили в ссылку, и остаток жизни бывший секретарь провёл в дальнем уединённом имении. Многочисленные попытки вернуться в политическую жизнь страны проваливались.

В 1527 году Макиавелли, так и не прекратив бороться за утраченное политическое влияние, скончался. И только через 300 лет Италия объединилась, как об этом мечтал Никколо Макиавелли.

Надо сказать, что, хотя сам Макиавелли вряд ли получил от ссылки большое удовольствие, весь мир от этого очень сильно выиграл. Вынужденное бездействие заставило этого талантливого человека взять в руки перо и подробно описать свой опыт, поделиться мыслями и идеями.

Литературное наследие Никколо Макиавелли включает трактаты, посвящённые истории Флоренции, ряд пьес и две книги: «Государь» и «Рассуждения», которые принесли ему огромную славу как автору, философу и политику.

В 1959 году профессор Макс Лернер в предисловии к изданию «Государя», вышедшему в издательстве Random House, назвал этот труд «азбукой власти». И, следует признать, дать более подходящее определение этой великой работе было бы трудно.

Основные идеи

Никколо Макиавелли не предлагает теорий, способных облегчить задачу управления, или умных практических методик для решения повседневных проблем. В основном он пишет об общих, всеобъемлющих стратегиях, и, чтобы извлечь пользу из трудов ученого, необходимо научиться интерпретировать их и проводить сравнения с современностью.

Возможно, лучший способ сделать это состоит в том, чтобы сначала прочитать книгу Энтони Джея «Управление и Макиавелли» («Management and Machiavelli») и лишь после этого приступать к чтению работ самого Макиавелли, прежде составив список наиболее интересующих вопросов и проблем.

Интересные сведения

Приведенные далее примеры наглядно демонстрируют, как некоторые идеи и мысли Макиавелли сокращают огромный, на первый взгляд, разрыв между политикой XVI века и бизнесом века ХХI-го.

Лидерство

Макиавелли упоминает имена известных лидеров и неоспоримо доказывает читателю огромную важность умелого лидерства для успеха любого предприятия. Автор решительно отбрасывает идею, что ключевыми факторами успеха являются везение и гений лидера, настаивая на том, что главное в этом деле — проницательность.

Он наглядно иллюстрирует опасности и риски, с которыми сталкивается любой лидер (на наше счастье, сегодня они выглядят не столь устрашающе, как казались тем, кто жил во времена итальянского Возрождения). Автор убедительно доказывает, что стать лидером относительно легко, но оставаться им чрезвычайно трудно.

Централизация или демократия

Каждый, считающий, что проблема выбора централизованного или демократического контроля является современной дилеммой, быстро убедится в обратном, прочитав «Государя» Макиавелли. Приведённые автором примеры взяты исключительно из сферы государственной политики и военной истории, но провести параллель между ними и современным
бизнес — миром совсем не трудно.

И, возможно, самые полезные мысли Макиавелли содержатся в тех местах этого труда, где говорится о государстве колоний и аванпостов.

Из — за плохих коммуникаций времен Возрождения децентрализация обычно была единственно возможным выбором, и рекомендации Макиавелли основывались прежде всего на подходе, который мы сегодня назвали бы «отбором и тренингом».

Учёный пишет, что губернатора колонии необходимо выбирать с учётом его опыта и лояльности; что он должен пройти тщательную подготовку и научиться вести дела и принимать решения, руководствуясь интересами государства; что ему следует быть настолько хорошо знакомым с «передовыми методиками», чтобы все задачи в губернии выполнялись абсолютно предсказуемым способом, как бы сильно она ни была изолирована и удалена от «головного офиса».

Замечаете, как сильно все эти рекомендации перекликаются с постулатами, изложенными Уильямом Уайтом в его «Организационном человеке»?

Поглощение

В мире Макиавелли поглощение означало захват чужой страны или создание колонии. В таких делах его советы были предельно чёткими и понятными. Местные жители либо порабощаются, чтобы на корню пресечь любые восстания и свести к минимуму затраты на содержание гарнизонов на захваченных территориях, либо — Макиавелли не скрывает, что данный вариант, с его точки зрения, несомненно, предпочтителен — захватчик формирует и приводит небольшую группу «главных управляющих».

Эта команда вытеснит лишь незначительное число местных жителей, которые, будучи сильно рассредоточенными, не смогут организовать серьёзное сопротивление, а остальные, более приближенные, скоро начнут ходить перед новыми управляющими по струнке, поскольку благодаря этому сотрудничеству и чёткому пониманию всего происходящего они окажутся в более выгодном положении, нежели те, кто с новой властью не взаимодействует.

Согласитесь, параллель с тем, что в наши дни происходит при поглощении одной компанией другой, очевидна.

Изменения

Понятно, что Макиавелли не мог предложить нам особо полезных идей относительно того, как справляться с изменениями, но его работы чётко демонстрируют, что проблемы, связанные с внедрением перемен, в XVI веке были такими же сложными и пугающими, как и сегодня.

В своем трактате «Государь» он пишет: «Необходимо учитывать, что нет дела труднее, в котором сложнее добиться успеха и каким опаснее управлять, нежели внедрение нового порядка вещей».

Федерации и бюрократии

В числе всего прочего в своём труде «Государь» Никколо Макиавелли сравнил разные подходы к правлению во Франции и Турции XVI века. Он рассматривал Францию как «федеративную организацию», как объединение независимых вотчин баронов, в которых слуги считают своим главным хозяином не короля, а барона. Такие организации трудно контролировать, практически невозможно изменить, а их правителей легко свергнуть.

Турция же, напротив, была во времена Макиавелли образцом классической бюрократии с высоко развитой системой государственной службы. Государственные служащие постоянно перемещались с места на место, а следовательно, не были верны какому — то одному хозяину или местности; с «верхушкой управления» у них складывались четкие иерархические
взаимоотношения. Правитель в таком государстве (в Турции это был султан) назначался самой «системой»; он был надёжно защищён, всеми уважаем и влиятелен.

Можно и не говорить, что все эти характеристики в полной мере относятся к современной крупной организации.

Современный взгляд на идеи Никколо Макиавелли

Влияние трудов Макиавелли на политику признавали еще его современники, а вот связь его идей с бизнесом стала заметна лишь во второй половине XIX века, когда компании начали функционировать как крупные сложные организации, то есть совершили переход, по определению Макиавелли, эквивалентный переходу от первобытного общества к государственной системе, при которой вся экономическая власть сосредоточена в руках больших государственных корпораций.

Один английский священник в своём трактате, написанном в 1820 году, сравнивал Макиавелли с демоном, но уже в 1860-м Виктор Гюго сказал о нём следующее: «Макиавелли — это не злой гений, не демон и не трусливый жалкий писака. Это — явление, и не просто итальянское явление, а явление европейское, явление XVI века. Он кажется ужасным, но он таков в свете представлений о морали XIX века».

Следует признать, что улучшению имиджа этого мыслителя отнюдь не способствовало его отношение к власти, по мнению многих, циничное и аморальное. И это понятно, поскольку трудно по — другому оценить, например, такие его слова:

«Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Подобные заявления можно лучше понять и принять, если помнить, что времена, когда они были сделаны, очень сильно отличались от наших. Кроме того, эти слова принадлежат человеку, который по природе своей был мыслителем и наблюдателем; он описывал то, что видел, и оценивал результаты абсолютно беспристрастно — с точки зрения практического успеха либо неудачи.

Как видно из других трудов, у него были моральные убеждения, но в политике учёный всегда оставался холодным реалистом. Он, как остро подметил профессор Лернер, обладал «проницательностью и способностью устанавливать различие между тем, каким человек должен быть и каким он есть на самом деле — между идеальной формой институтов и прагматическими условиями, в рамках которых они функционируют».

Место Макиавелли как исторической фигуры, ассоциирующейся в умах многих людей с жестокостью, интригами и оппортунизмом, осталось в далёких средних веках. Однако, если отделить эту фигуру от жестоких реалий Европы XVI века и обратить внимание на то, как он рассматривает натуру человека и организации, можно увидеть мыслителя, на несколько столетий опередившего своё время.

© 2023 Новости России // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru