Сунь — Цзы

Стратегия и «Искусство войны»

В свое время методики управления качеством, взятые на вооружение японскими компаниями, позволили им предложить американскому и британскому рынку более дешевые продукты более высокого качества, нежели могли обеспечить отечественные производители этих стран. Вскоре всем стало понятно, что японские бизнесмены отличаются от своих
западных коллег взглядами на рынок.

Дальнейшие исследования показали, что азиатские бизнес — лидеры очень высоко ценят классическую военную стратегию и убеждены в том, что лежащие в ее основе принципы применимы и ныне и отлично работают в самых разных аспектах нашей повседневной жизни.

Жизнь военоначальника Сунь-Цзы

Точные даты рождения и смерти Сунь-Цзы неизвестны; считается, что он жил более 2400 лет назад, приблизительно во времена Конфуция.

Родившийся и воспитанный в семье воина, он рано познакомился с военным искусством, а со временем стал настоящим экспертом военного дела.

Историки в основном сходятся на том, что он был генералом армии, которая провела ряд успешных военных кампаний в регионе Китая, сегодня известном как Провинция Аньхой.

Существуют достоверные исторические свидетельства того, что именно благодаря Сунь-Цзы княжество У (Wu), сувереном которого он был, превратилось в мощнейшую политическую силу.

С тех далёких времён многие китайские военачальники считали и считают своим долгом знакомиться с трудами Сунь-Цзы.

Основные идеи Сунь-Цзы

«Искусство войны»

В оригинале название книги «Искусство войны» звучит как «Sun Tzu Ping Fa», что в дословном переводе означает «Военный метод г-на Суня».

Книга представляет собой собрание идей и мыслей автора относительно стратегий, обеспечивающих армиям успех в военных действиях. Этот труд переведён на множество языков мира; только английских версий существует несколько.

Автор статьи, которую вы читаете, базировался на переводе Томаса Клири, изданной Shambhala Pocket Classics и другими изданиями, выпущенными издательствами Tuttle и Wordsworth Editions.

Мысли и идеи Сунь-Цзы, изложение которых занимает не более 25 страниц печатного текста, поделены на 13 глав:

1. Предварительные расчёты.
2. Ведение войны.
3. Стратегическое нападение.
4. Форма.
5. Мощь.
6. Полнота и пустота.
7. Борьба на войне.
8. Девять изменений.
9. Поход.
10. Формы местности.
11. Девять местностей.
12. Огневое нападение.
13. Использование шпионов.

Некоторые из этих тем имеют довольно отдалённое отношение к обсуждаемым вопросам, но просмотреть хотя бы мельком стоит всю книгу.

Среди очевидных советов вроде «Когда вы переходите через низины, затопляемые солёной водой (иначе говоря, через солончаки), вы должны сделать это как можно быстрее» (глава 11) то тут то там встречаются мысли — перлы, потрясающие своей современностью. Например: «…в местности рассеяния не сражайся; в местности неустойчивости не останавливайся; в местности оспариваемой не наступай; в местности смешения не теряй связи; в местности — перекрёстке заключай союзы; в местности серьёзного положения грабь; в местности бездорожья иди; в местности окружения соображай; в местности смерти сражайся».

На совете относительно действий в ограниченных и протяжённых позициях (старайтесь первыми занять солнечное возвышенное место) можно особо и не задерживаться, но в той же 10 главе чуть дальше Сунь-Цзы рассуждает о плохом лидерстве, и эти его слова имеют к бизнесу самое прямое отношение: «Другой стратег слаб и безволен. Он не умеет отдавать приказы. Его офицеры и солдаты растерянны. Это видно по его полкам. Такая армия дурно организована».

О стратегии

Многие бизнес — комментаторы трактата Сунь-Цзы сосредотачивали внимание исключительно на первой главе, «Предварительные расчёты». Без сомнения, именно в ней в основном представлены идеи, которые, если использовать всесторонний подход к вопросу, можно весьма тесно увязать с миром современного бизнеса.

Так, в самом начале автор пишет о пяти ключевых факторах — о главных принципах, определяющих исход войны:

• «путь» — принцип единодушия народа и верхов;
• «небо» — принцип соответствия времени;
• «земля» — принцип соответствия месту;
• «полководец» — принцип правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью и гуманностью;
• «закон» — принцип организованности и дисциплинированности.

Реализовывать эти принципы автор рекомендует посредством ответа на семь следующих вопросов (в скобках после каждого вопроса приводится их наиболее распространённая интерпретация бизнес — комментаторов).

• Чьё морально — нравственное влияние сильнее? (Чьи последователи больше настроены на достижение общих целей?)
• Какой полководец способнее? (Кто обладает способностью комбинировать благожелательность с отвагой и строгой дисциплиной?)
• Какая армия успешнее пользуется преимуществами «неба» и «земли»? (Кому благоприятствуют политические, инвестиционные и социально — культурные факторы и экономические циклы? Кто способен видеть более общую картину?)
• Чьи законы и приказы эффективнее? (Понимают ли люди, чего от них ожидает руководитель? Насколько чётки инструкции и процедуры?)
• Чьи войска сильнее? (Как можно всё организовать, чтобы малое эффективно комплектовалось с большим?)
• Чьи солдаты лучше обучены? (Кто использует распределение полномочий и тренинги для повышения эффективности организации?)
• Чьи системы наград и наказаний чётче и яснее? (Кто способен благодаря эффективным системам обеспечить более высокую производительность и более выгодную конкурентную позицию?)

Тема стратегии проходит через трактат Сунь-Цзы красной нитью. Например, вот место из главы 6, которое смело можно интерпретировать так, чтобы оно имело прямое отношение к проблеме рыночного присутствия и обманным стратегиям, используемым современными организациями с целью ввести в заблуждение «разведку» конкурентов: «Форма у войска
подобна воде: форма у воды — избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска — избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает своё течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника. Поэтому у войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством».

Об информации и разведке

«Защищаются друг от друга по нескольку лет, а победу одерживают в один день. И в этих условиях жалеть титулы, награды, деньги и не знать положения противника — верх невежества. Тот, кто это жалеет — не полководец для людей, не помощник своему государю, не хозяин победы.

Просвещённые государи и мудрые полководцы двигались и побеждали, совершали подвиги, превосходя всех других, потому что всё знали наперёд. Подобное знание нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить, и сделав заключения на основании сходства, нельзя получить и путём различных вычислений. Знание о положении противника можно получить только от людей» (глава 13).

О тактике

«Вы всегда должны быть готовыми к бою, из которого вам надлежит выйти победителями. Используйте эффект внезапности и обычную тактику» (глава 5).

«Стремление к вооружённому конфликту может быть гибельным. Поэтому обходной путь может оказаться кратчайшим. В силу этого препятствия могут превратиться в возможности» (глава 7).

О конкуренции и разведке конкурентов

«Кто не знает замыслов князей, тот не может наперед заключать с ними союз; кто не знает обстановки — гор, лесов, круч, обрывов, топей и болот, тот не может вести войско; кто не обращается к местным проводникам, тот не может воспользоваться выгодами местности» (глава 7).

«Правило ведения войны заключается в следующем: не полагаться на то, что противник не придет, а думать о том, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а решить, как я сделаю нападение на меня невозможным для него» (глава 8).

О лидерстве и управлении людьми

«Поэтому полководец, постигший, что есть выгодного в «Девяти изменениях» (то есть постигший искусство приспособления), знает, как вести войну. Полководец, не постигший, что есть выгодного в «Девяти изменениях», не может овладеть выгодами местности, даже зная форму местности. Когда при управлении войсками он не знает искусства «Девяти
изменений», он не может владеть умением пользоваться людьми» (глава 8).

«Если полководец разговаривает с солдатами ласково и учтиво, значит, он потерял своё войско. Если он без счёту раздаёт награды, значит, войско в трудном положении.

Если он бессчетно прибегает к наказанию, значит, войско в тяжёлом положении. Если он сначала жесток, а потом боится своего войска, это означает верх непонимания военного искусства» (глава 9).

«Если будешь смотреть на солдат, как на детей, сможешь отправиться с ними в самое глубокое ущелье; если будешь смотреть на солдат, как на любимых сыновей, сможешь идти с ними хоть на смерть» (глава 10).

«Но если будешь добр к ним, но не сможешь ими распоряжаться; если будешь любить их, но не сумеешь им приказывать; если у них возникнут беспорядки, а у тебя не получится установить порядок, это значит, что они у тебя — непослушные дети, и управлять ими будет невозможно» (глав 10).

О коммуникациях

«Когда законы исполняются, в этом случае, если преподаешь что — нибудь народу, народ тебе повинуется. Когда законы вообще не выполняются, в этом случае, если преподаешь что — либо народу, народ тебе не повинуется.

Когда законы принимаются с доверием и ясны, значит, ты и масса взаимно обрели друг друга» (глава 9).

Современный взгляд на идеи Сунь-Цзы

По словам историков, «Искусство войны» является наиболее древним трактатом о военном искусстве из всех сохранившихся в мире; он был написан за 2200 лет до того, как свет увидели сочинения известного военного писателя Карла фон Клаузевица, которые произвели полный переворот в теории военного искусства.

Но что с того? Автор и соавтор множества книг о бизнесе Стюарт Крэйнер, например, однажды задался вопросом, не поможет ли этот труд управлять новой фабрикой в Ипсвиче (США, штат Массачусетс)?

Любопытный вопрос. Как могут мысли и идеи китайского генерала, жившего два с половиной тысячелетия назад, просветить и вдохновить современного менеджера и помочь ему в решении повседневных задач и проблем? И даже если мы действительно находим в его труде интересные параллели с бизнесом, не означает ли это лишь одно: древнекитайские стратеги по своему образу мысли не слишком отличались от нынешних бизнесменов.

Однако последователи и приверженцы Сунь-Цзы настаивают на том, что его концепции вообще не подвержены влиянию времени.

Конечно, приложив определённые усилия, можно дать гибкую интерпретацию и найти желаемый смысл в чём угодно, но такие понятия, как стратегическая разведка, планирование, внимание к деталям, обман, теории лидерства и многие другие, имеют универсальную значимость и применимы к любой области деятельности и во все времена.

С одной стороны, интерес наших современников к труду Сунь-Цзы обусловлен нашими постоянными поисками любых мелочей и деталей, способных помочь нам обеспечить конкурентное преимущество наших организаций.

С другой стороны, его можно объяснить тем фактом, что «Искусство войны» позволяет нам лучше понять образ мышления людей с Востока, причём с той точки зрения, которой нас не обеспечат никакие современные источники.

И эти сведения преподносятся нам простым, точным и деловым языком, а поэтому кажутся ещё более значимыми.

По мере того как глобализация всё больше сближает Запад и Восток, взаимоотношения в бизнесе всё сильнее зависят от понимания культур и установок, которые, на первый взгляд, могут показаться нам странными и непривычными.

И когда современные менеджеры на фабрике в Ипсвиче определяют стратегические цели, продают товары за границей или взаимодействуют со своей разнообразной рабочей силой, трактат Сунь-Цзы, по всей вероятности, действительно способен стать для них источником весьма полезных сведений.

И, судя по всему, сегодня это понимают многие, ведь недаром данный труд включён в учебную программу курса делового администрирования целого ряда учебных заведений.

© 2023 Новости России // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru