Гудвилл и патенты

Нематериальные активы, которые имеют свою стоимость

Сущность показателя

Это нематериальные активы, имеющие свою стоимость.

Важность этого показателя

Поскольку и гудвилл (деловая репутация компании), и патенты являются нематериальными активами, их стоимость определяется договоренностью сторон. В финансовых отчетах эти величины учитываются согласно документу FRS10 «Гудвилл и нематериальные активы», выпущенному Советом по бухгалтерским стандартам Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса. В Российской Федерации применяется ПБУ №14/12007.

Стоимость гудвилла возникает после покупки компании и должна отражаться в бухгалтерском балансе.

Приобретение патента имеет свою стоимость, будь то затраты на разработку новинки собственными силами или цена, уплаченная изобретателю.

Как этот показатель виден на практике

В конечном счете, обоим активам присваивается стоимость на основе субъективного мнения, пусть даже и очень просвещенного. И каждый надо рассматривать отдельно.

Обычно гудвилл (стоимость деловой репутации) полностью игнорируется бухгалтерами. Только когда компанию покупает другая компания, гудвилл становится нематериальным активом, который записывается в бухгалтерском балансе по стоимости, равной превышению цены, уплаченной компанией — покупателем, над чистыми материальными активами приобретенной компании.

Другими словами:
покупная цена — чистые активы = стоимость гудвилла.

Если, например, авиакомпанию купили за 12 млрд ф. ст., и её чистые активы оцениваются в сумме 9 млрд фунтов, то 3 млрд будут записаны в бухгалтерском балансе как стоимость деловой репутации (гудвилл).

Покупатель соглашается на эту разность по ряду причин, обеспечивающих конкурентное преимущество, таких как лояльная и давно сложившаяся клиентская база, сильный бренд, стратегическое месторасположение, производительные служащие.

Стоимость патента равна сумме затрат на разработку новинки или же цене покупки патента у стороннего изобретателя. Компании обычно выгодно распределить стоимость патента на несколько лет. Если так, то важно выбирать не полный срок действия патента (например, 20 лет в Великобритании), а предполагаемый срок полезного использования.

Например, допустим, что в январе 2017 года компания приобрела патент, выданный в январе 2012-го, по цене 100 тыс. ф. ст. Покупатели сделали вывод, что срок полезного коммерческого использования патента составляет 10 лет, а не 15 оставшихся до истечения срока его действия. Значит, стоимость патента, т. е. 100 тыс. фунтов, можно распределить (или амортизировать, говоря на языке бухгалтеров) на 10 лет, по 10 тыс. фунтов на каждый год.

Важные детали

• В разных странах существуют разные подходы к бухгалтерскому учету гудвилла. Об этом надо помнить, оценивая возможную стоимость зарубежных компаний или участвуя в переговорах об их приобретении. Более того, правила время от времени меняются. В США, например, 40-летний срок амортизации гудвилла уже не обязателен.
• Полные расходы по разработке патента могут быть распределены на несколько лет.
• Стоимость патента, в конечном счёте, может мало влиять на будущие доходы и прибыль от его применения.

© 2023 Новости России // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru